Рекомендации по коррекции внимания
1.Развитие концентрации внимания 2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. 3. Тренировка распределения внимания.
I. Развитие концентрации внимания.
Корректурные
задания.
1. Найди букву .
Ребенку предлагают находить и вычеркивать
определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых
ребенок имеет возможность почувствовать, что значит "быть
внимательным" и развивать состояние внутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурных заданий
способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении
школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные
тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11
лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз
в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или
групповым.
Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все
встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву): и маленькие, и
заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы,
по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна
зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся
кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п., все вносимые изменения
отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв.
Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х
пропусков - слабая концентрация.
Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих
правил:
1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно
дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть
внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками.
2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно
ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделал
ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.
3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна
меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков,
которые делает ребенок.
4. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5
минут.
5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным
у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
2.Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо
образца.
'Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность
нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т. д.) и
дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или
на нескольких строчках).
Развитию концентрации внимания служит также игра "Зеркало", в которой детям предлагается вслед за
ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их
последовательность).
3. Распределение цифр в определенном порядке.
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке
возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого
квадрата.
4. "Найди слова".
Написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем,
слово.
Например: смех, волк,
столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок,
китель.
5. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут
быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее
и без ошибок.
А. Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно
набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок
должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На
выполнение всего задания отводится 5 мин., показателем успешности может служить
число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВКДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОГШ1КАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Б. В этой таблице спрятаны 10 названий животных.
II. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Упражнения основаны на запоминании
числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд.
По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
1.Игра "Заметь все".
Раскладывают в ряд 7-10 предметов
(можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне),
которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и
предложить ребенку перечислить все предметы (или картинки), которые он запомнил.
Приоткрыв снова эти же предметы,
секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Преложить ребенку
определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить ребенка
называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на
другом, с тем чтобы ребенок перечислил их по порядку снизу вверх, а затем
сверху вниз и т. п.).
2. Игра "Ищи безостановочно".
В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того
же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу ребенок
начинает перечисление.
3. Тренировка распределения внимания.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух
разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин)
определяется эффективность выполнения каждого задания.
"Каждой
руке - свое дело".
Ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с
иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать
несложные примеры.
Счет
с помехой.
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в
обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д.
Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Чтение
с помехой.
Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При
чтении дети также ищут ответы на вопросы.
Упражнение
на тренировку распределения внимания.
Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то
же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют,
сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он
услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно
трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время
первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его
игрового и соревновательного оформления.
|