Родители, отдавая ребенка в школу, очень
надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с
одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о
том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог
школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания
сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе,
то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? Чтобы
ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного
обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные
возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в
коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем
природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте
определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»: -
способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой,
т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития
готова дать детям – всему классу одну и ту же; - способность
продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и
уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); - высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности; -
способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно:
знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны; - положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика; -
положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе,
сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и
не хочет учиться, нельзя назвать успешным; - социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей; -
позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности
не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а
учитель не понимает и не принимает ученика; - позитивные отношения с одноклассниками; - хорошее физическое и психическое здоровье; - адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным; - чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.
Итак,
успешность ученика – это не только объективный показатель высоких
результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка
учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Говоря
об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную
неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности? - Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным. -
Низкий «паспортный» или биологический возраст. Ребенок просто мал и не
способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками. - Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные. -
«Правополушарный» тип функциональной организации мозга, т.е.
преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе
«левополушарном третировании», т.е. опоре на логическое,
алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части. -
Методики обучения не учитывают половые особенности развития
познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе
господствует «бесполая» педагогика, хотя мальчики и девочки – это две
разные нейрогенетические группы. - Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем. - Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических функций. - Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста. -
Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о
биологических и психологических закономерностях развития ребенка. - Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт. - Проблемная семья. -
Высокая «цена» успешной познавательной деятельности. Мы говорим: «Вот
ведь можешь же!», - когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с
заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии «повышенной
боевой готовности», мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не
предназначены для выполнения данной деятельности. - Подмена истинных
целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития
ребенка - подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче
ЕГЭ. - Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность.
Так
какой же он, успешный ученик? Мы опросили пятиклассников. Им был задан
вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?» У мальчиков на первом
месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества
(честный, добрый…) Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и
послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.
А что
думают о понятии «идеальный ученик» учителя? На первое место они ставят
желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие,
ум. Часто называют 1-2 каких-то общечеловеческих качества, среди них
доброта, честность и порядочность. Но как при этом соотносятся понятия
«идеальный ученик» и «идеальный взрослый», т.е. тот, кто закончил
школу?
Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного
изменив его: «Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие
школу?» Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши
оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в
собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность
иметь собственное мнение, надежность, мужественность. Девушек-выпускниц
учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми,
мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством
собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и
умеющими принимать самостоятельные решения.
А приветствуются ли
в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность
решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными?
Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из
школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика в глазах
ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе
представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят
себя? Вот ответы пятиклассников на вопрос: «Какой я?» Почти каждый
третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти
каждый четвертый переживает, что он «не самый умный» или даже
«полутупой». Девочки часто считают себя добрыми, вежливыми, аккуратными
и ответственными. А переживают тоже из-за того, что «не очень умные». А
еще дети страдают из-за того, что они неаккуратные, неудачники,
невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки
взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества.
Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными. Но
ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда
получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль
учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по-взрослому, не
так, как ребенок – это нормально. И наша с вами задача сделать все
для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его
возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал
себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на
радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а
наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких
других. Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные
к необучаемости».
И один не самый успешный третьеклассник на
вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», - написал: «Идеальный
ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж
важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».
В.Д. Еремеева, зав. кафедрой педагогики детства СПбАППО 31.07.2006
[color=color_url - Добрый день дорогие друзя. Нашел наш хороший сат http://nash-klass64.ucoz.ru и понял что здесь мне подскажут. Попрошу всех желающих присоедениться. Увидев эту тему этот надеюсь правлильную, если не ту прошу Модераторов перенести ее в раздел в более потходящий. Я сильно люблю фильмы. У кого хороший инет могут себе позволить http://kinozal.in - кинозал в хорошем качестве[color=color_url - . Или просто смотреть онлайн. Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - эротическое кино бесплатное[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.
Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где можно смотреть фильмы или скачать даже с слабым инетом. Сайти пожалуйста шлите в личку, на емейл unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]